В данной аналитической статье хотелось бы рассмотреть материалы очередного типичного налогового спора. На данный момент жертвами фискального креатива стали наши непосредственные коллеги — нотариусы. Или мораторий на проверки освободил некоторый объем времени у ревизоров, или чей-то налоговый гений узрел новый источник увеличения показателей и планов, но следствием стали регулярные внеплановые проверки деятельности нотариусов представителями Государственной фискальной службы Украины.
Сразу обращу внимание уважаемого читателя на тот факт, что разбирая обстоятельства конкретного акта проверки, речь можно вести о ряде аналогичных ситуаций, которые сейчас наблюдаются на практике. Практикующие в налоговом праве юристы хорошо знакомы с одним из фундаментальных принципов составления актов налоговых проверок, который кратко можно описать как «ctrl-c + ctrl-v».
Итак, налоговым органом была проведена документальная внеплановая невыездная проверка деятельности налогоплательщика, который проводит независимую профессиональную деятельность (нотариус).
По результатам проверки установлено нарушение абз. 1 п. 2 ч.1 ст.7, п.11 ст.8, п.2 ст.9 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон №2464-VI), в результате чего было установлено занижение единого социального взноса.
К такому выводу налоговый орган пришел в связи с последующим.
К проверке плательщиком налога было предоставлено декларации о доходах и имущественном состоянии за определенный период и книги учета доходов и расходов. В результате проведенной проверки суммы дохода (прибыли) полученного от деятельности, подлежащей обложению налогом не увеличили, а признали, что они задекларированы верно. Таким образом, сумма дохода, указанная в декларации о доходах и имущественном состоянии, совпадала с суммой дохода, указанного в книге учета доходов и расходов за соответствующий период.
Однако налоговый орган, несмотря на это установил «… искажение данных в отчетности по ЕСВ (на основании данных книги учета доходов и расходов, где отражены суммы чистого дохода в разрезе месяцев …)».
Нотариусом (самозанятым лицом) было подано отчеты по единому социальному взносу за соответствующие периоды на основании годовой декларации об имущественном состоянии и доходах и конечная сумма дохода, которая была указана в отчете по ЕСВ совпадала с суммой дохода, указанной в годовой декларации об имущественном состоянии и доходах. В отчете по единому социальному взносу графа «Сумма чистого дохода (прибыли), заявленная в налоговой декларации физического лица-предпринимателя» была заполнена нотариусом (самозанятым лицом) в разрезе месяцев по своему усмотрению. Таким образом нотариус имеет возможность манипулировать месячными показателями для определения приемлемого размера отчислений.
В графе 2 таблицы 3 Приложения №5 (отчет по ЕСВ) сумма дохода, заявленная в налоговой декларации отражаются в разрезе месяцев суммы дохода (прибыли), полученного от соответствующей деятельности и задекларированного в орган налоговой службы по результатам отчетного года.
В графе 3 таблицы 3 приложения №5 (отчет по ЕСВ) указанные лица самостоятельно определяют сумму дохода в разрезе каждого месяца соответствующего отчетного года. Единственным требованием при этом выступает соответствие годовой налоговой декларации.
Однако, налоговый орган считает, что суммы в отчете по единому социальному взносу должны указываться в соответствии к суммам, указанным в Книге учета доходов и расходов в разрезе каждого календарного месяца.
Проверим позицию фискалов через призму норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 4 Закона № 2464 плательщиками единого взноса являются, в частности, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получают доход от этой деятельности.
Согласно абз. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона №2464-VI для плательщиков, указанных в пунктах 4 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и 5 части первой статьи 4 настоящего Закона, — на сумму дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).
В соответствии с п.11 ст.8 Закона №2464-VI Единый взнос для плательщиков, указанных в пунктах 4 и 5 части первой статьи 4 настоящего Закона, устанавливается в размере 34,7 процента определенной пунктами 2 и 3 части первой статьи 7 настоящего Закона базы начисления единого взноса.
Согласно части 2 статьи 9 Закона № 2464 исчисления единого взноса осуществляется на основании бухгалтерских и других документов, в соответствии с которыми осуществляется начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода), на которые в соответствии с настоящим Законом начисляется единый взнос.
Согласно п.4 ч.8 ст.9 Закона № 2464 Плательщики единого взноса, указанные в пункте 5 части первой статьи 4 настоящего Закона, обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный год, до 1 мая следующего года.
Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что сумма дохода, с которой рассчитывается единый взнос должна соответствовать чистому доходу, заявленному в налоговой декларации, подаваемой физическим лицом, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, в органы доходов и сборов по результатам календарного года.
На основании статьи 6 Закона № 2464-VI был издан приказ Министерства доходов и сборов от 09.09.2013 года № 454 «Об утверждении Порядка формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Пунктом 3.4 указанного приказа предусмотрено: «Физические лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно — занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, а именно научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской, а также медицинской, юридической практикой, в том числе адвокатской, нотариальной деятельностью, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получают доход непосредственно от этой деятельности, при условии, что такие лица не являются наемными работниками или предпринимателями, сами за себя формируют и подают в органы доходов и сборов отчет один раз в год до 1 мая года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом для них является календарный год. Отчет подается по форме согласно таблице 3 приложения 5 к Порядку № 454 ».
Аналогичное положение содержит Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденном постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.2010 № 22-2, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 01.11.2011 за №1014 / 18309, которая действовала до 03.12.2013 года.
Учитывая вышеуказанные нормы, сумма дохода, с которой рассчитывается единый взнос в графе «всего» таблицы 3 приложения 5 к Порядку № 454 должен соответствовать чистому доходу, заявленному в налоговой декларации, подаваемой физическим лицом, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, в органы доходов и сборов по результатам календарного года. Этот вывод подтверждается также приказом Министерства доходов и сборов от 09.09.2013 № 455 «Об утверждении Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», в котором указано: плательщики, определенные подпунктом 4 пункта 2.1 раздела II Инструкции ( физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно) уплачивают единый взнос, начисленный за календарный год, до 01 мая следующего года на основании данных годовой налоговой декларации.
Таким образом, ни один из указанных нормативных актов не требует от самозанятого лица — частного нотариуса проводить вычисления суммы чистого дохода в разрезе месяцев за налоговый период — календарный год, не ссылается при проведении расчета единого взноса на Книгу учета доходов и расходов, единственным требованием выступает соответствие годовой налоговой декларации.
Также отмечаем, что Законом Украины от 04.07.2013 года № 406-vии были внесены изменения в Закон № 2464, в соответствии с которыми центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, дает разъяснения по вопросам применения законодательства , о сборе и ведении учета единого взноса, а Пенсионный фонд в соответствии с возложенными на него задач взаимодействует в установленном законодательством порядке с центральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы Закона № 2464 Министерством доходов и сборов Украины и Пенсионным фондом Украины было выдано совместное письмо от 27.12.2013 г.. №21052 / 5 / 99-99-17-03-01-16; № 36398 / 05.10, согласно которому Министерство доходов и сборов Украины и Пенсионный фонд Украины сообщают, что консультации по вопросам ведения Реестра застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, включая вопросы заполнения таблиц 5-9 Приложения 4, всех таблиц Приложения 5 , Приложения 6 и Приложения 7 отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательные государственное социальное страхование, утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 09.09.2013 № 454 «Об утверждении Порядка формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование », зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.09.2013 за № 1628/2416, предоставляется органами Пенсионного фонда Украины.
В соответствии с пунктом 178.4 статьи 178 Налогового кодекса Украины (в редакции действующей на момент проверяемого периода), физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, представляют налоговую декларацию по результатам отчетного года согласно этому разделу в сроки, предусмотренные для плательщиков налога на доходы физических лиц.
Пунктом 178.6 статьи 178 Налогового кодекса Украины (в редакции действующей на момент проверяемого периода) физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, обязаны вести учет доходов и расходов от такой деятельности. Форма такого учета и порядок его ведения определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной налоговой и таможенной политики.
Так, контролирующим органом при проведении проверки установлено, что налогоплательщиком занижена сумма дохода, на который начисляется единый взнос и соответственно занижена же сумма единого взноса.
Отмечаем, что в силу содержания Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» единый социальный взнос не относится к налогам, поскольку Налоговым кодексом Украины предусмотрен исключительный перечень налогов и сборов. В соответствии с положениями Закона №2464 единый взнос — это консолидированный страховой взнос, уплата которого является обязательным в целях обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц на получение страховых выплат по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования. То есть, основной задачей подачи отчетов об уплате единого взноса являются подтверждения страхового стажа и его непрерывности, где страховой стаж это период (срок), в течение которого лицо подлежало государственному социальному страхованию, которым или за которое уплачивался сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
Такие выводы согласуются с позицией Киевского апелляционного административного суда, изложенной в постановлениях от 29 января 2015 по делу № 825/3909/14 (в открытии кассационного производства отказано Определением Высшего административного суда Украины от 17.02.2015 г.. №К / 800/6245 / 15), от 27 июля 215 года по делу № 826/5290/15 (в открытии кассационного производства отказано Определением Высшего административного суда Украины от 13.08.2015 г.. №К / 800/36987/15).
Итак, налогоплательщиком (частным нотариусом) правильно, с соблюдением всех требований действующего законодательства, сформированы обязательства по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Данные Книги учета доходов и расходов используются самозанятым лицом для заполнения налоговой декларации за отчетный налоговый период, однако нотариус не имеет обязанности четко следовать переносу сумм в разрезе месяцев. Да, таким образом есть возможность несколько манипулировать числами и с учетом максимального предела размера единого социального взноса оптимизировать расходы на уплату, однако такие действия находятся в пределах норм действующего законодательства.