16 сентября 2014 года ВРУ не проголосовала за правительственный законопроект №5079 «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие Законы Украины (о налоговой реформе)», депутаты сочли, что он противоречит Соглашению об ассоциации Украины и Евросоюза и увеличивает налоговое давление на бизнес и населения.
Прошу Вас обратить внимание на положения данной реформы и оценить их как гражданин или как человек, связанный с бизнесом.
Итак, Реформа налоговой системы предлагает:
- Сократить налоги за счет частичного объединения их в другие налоги.
Фактически, это количественное сокращения «номенклатуры» налогов без их качественного изменения.
- Увеличить налоговую нагрузку путем увеличения акцизных налогов с реализации через розничную сеть алкогольных напитков, пива, табачных изделий, введение налогообложения налогом на нежилую (производственную, складскую, офисную, торговую) недвижимость (24,36 грн. за 1 кв.м.), расширение базы налогообложения налогом на жилую недвижимость (отмена льготы по этому налогу), увеличить ставки земельного налога, если проведена нормативная денежная оценка, и арендной платы за землю.
Здесь согласится можно только с первой частью – об акцизе на алкоголь, табак. Я поддерживаю любые ограничительные меры в отношении продажи данной группы товаров. Но какое обоснование повышению налогов на недвижимость? Его нет.
- Усилить контроль за доходами граждан путем введения косвенных методов контроля, ограничения наличных операций, введение сбора на наличные операции. При этом вводится обязанность уведомления контролирующего органа о продаже физическим лицам товаров (работ, услуг) стоимостью за 1 единицу свыше 10 минимальных заработных плат (12 180,00 грн.). Доходы, определенные по косвенным методам контроля, подлежат налогообложению по двойному размеру ставки налога на доходы физических лиц (30% – 34%).
В нынешних условиях государство не особо способствует получению населением доходов. Тем не менее, они пытаются все больше контролировать процессы изыскания хоть каких-то источников для существования. Нет, однозначно нет, если только Украине не выгодно, чтобы украинцев с голоду в два раза меньше стало.
- Ввести одноразовое декларирование средств, имущества и валютных ценностей и налоговую амнистию (освободить от ответственности физических лиц).
Без комментариев. Реформа.
- Расширить функции контролирующих органов путем предоставления им права на проведение проверок правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с национальными и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности; расширить право контролирующих органов останавливать проведение документальных проверок на всех налогоплательщиков с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.
Какое им еще право дать? Может им и ключи от сейфа, где деньги лежат? Их дело – контроль правильности налогового учета и порядка уплаты налоговых обязательств. А как я себе это все считаю, да хоть карандашиком на листике в клеточку. Большинство инспекторов, увы, проверку нормально провести не могут, а тут, вдруг, заимеют знания, позволяющие им проверять соответствие бухучета предприятия международным бухгалтерским стандартам. И эти знания будут применять на должности инспектора ГНИ с окладом в 2 тыс. грн. Смешно. Де-факто, на мой взгляд, это сведется к выбору попсового, но сложного стандарта, и заработок на нем денег через коррупционные схемы. В общем, глупость это, пусть выбросят из головы.
- Отменить 4-6 групп плательщиков единого налога путем их объединения в 3 группу с понижением ставок единого налога в 2% для плательщиков НДС и 4% для неплательщиков НДС.
Неплохо, ведь групп этих наплодили неимоверное количество. Сами в них путаются.
- Ввести налоговый учет по налогу на прибыль на базе Отчета о финансовых результатах, предусматривающий отмену одних налоговых разниц и внедрения других, в частности увеличение финансового результата на 50% стоимости товаров, работ, услуг, полученных от связанных лиц – неплательщиков этого налога, неприбыльных организаций, нерезидентов льготных налоговых юрисдикций.
Вот именно такими действиями фискалы загоняют людей прямиком в обналичку в самых крайних проявлениях. В Украине практически невозможно построить законные схемы оптимизации налогообложения путем использования общепринятых в мире, легальных инструментов и знаний. Но нет, они не дадут возможности честно сэкономить на налогах, заставят воспользоваться преступными схемами, с которых сами же потом и заработают.
- Ввести преференции для инвестиционных проектов, одобренных КМУ в приоритетных отраслях экономики.
Абсолютно коррупционная норма. Кто больше в КМУ занесет, тот и преференции получит. И опять инвесторы будут прозревать от Украины, наблюдая, как их будет уделывать местная шантрапа с бестолковыми проектами, но хорошими местными связями. Нет уж, выделите просто приоритетные отросли, сделайте налоговые и прочие льготы и все. Рынок справится и без дальнейшего участия КМУ.
- Увеличить сбор на обязательное пенсионное страхование при осуществлении операций по купле иностранной валюте с 0,5% до 2%.
Очередное покращення.
Выводы по предполагаемой налоговой реформе напрашиваются сами собой. Создается впечатление, что основная цель законопроекта – пополнить бюджет благодаря очередному увеличению налогового бремени для населения и бизнеса. Некоторые пункты из вышеперечисленного, к примеру, объединение групп упрощенцев – действительно шаг на встречу, но в общем количестве изменений положительное просто теряется среди массы отрицательных последствий реализации реформы такого образца.