Кому нужен режим коммерческой тайны?

Хотя понятие коммерческой тайны ни для кого и не является неизвестным, мало предприятий относятся к нему с должной ответственностью. У каждой фирмы есть, база данных клиентов, или поставщиков, или партнеров, масса другой информации, наработанной за долгие годы деятельности.

Руководители предприятий или непосредственные их собственники осознают ценность нажитых ведомостей и минимизируют риски потери таких данных. Кто-то хранит их на собственном сервере, кто-то в облаке на купленных серверах или синхронизируют с помощью известных служб OneDrive, Dropboxили GoogleDrive. Безусловно, это должно делаться и если база данных ваших клиентов находится в Excel-файле на вашем компьютере и на этом все, вам надо серьезно задуматься над тем, все ли вы делаете правильно.

По необъяснимым для меня причинам, существенно меньше внимания уделяется защите наработанных данных и алгоритмов от незаконных посягательств действующих или потенциальных конкурентов. Никого сейчас не удивить историей о том, как вчерашний менеджер ушел вместе со списком клиентов и поставщиков, начал демпинговать цены  и перехватывать заказы. Более отрицательные последствия возникнут в случае получения ваших баз данных существующими конкурентам, которые и без того достойно конкурируют с вами в рынке. Благодаря полученной изнутри вашего предприятия информации, недобросовестный коллега с радостью сделает вашему потребителю более выгодное предложение, чем вы. Убытки, в связи с такими обстоятельствами, могут быть огромными, а в некоторых случаях, и критичными для бизнеса.

Возможно, конкретно Вы предполагаете, что конкретно в Вашем случае юридически защититься от риска утечки информации, составляющей коммерческую тайну, невозможно. Действительно, сберечь информацию, используя только правовые механизмы, нельзя, но можно предельно предупредить противоправные действия под страхом уголовной, административной и гражданской ответственности. Разглашение ведомостей, составляющих коммерческую тайну, или использование таких ведомостей невозможно без участия физического лица, что позволяет установить и привлечь к ответственности виновного.

Не углубляясь в детали, режим коммерческой тайны на предприятии внедряется путем определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну; разработки организационно-распорядительной документации; реализации организационных мер обращения с документами, ограничения и учета доступа к информации; регулирования договорных отношений по использованию информации с работниками и контрагентами. Вышеперечисленные действия необходимы для предприятий, получение прибыли для которых связано с:

  • техническим ноу-хау (уникальные чертежи, программные коды, технологии производства, рецептура);
  • базой данных (результаты исследований, опросов, базы клиентов, методики, конфиденциальные сведения);
  • коммерческой информацией, представляющая ценность для конкурентов.

Работая с проектами, связанными с внедрением режима коммерческой тайны на предприятии, юристы ЮФ «Ди.Лигал» пользуются собственным чек-листом, составленным из более 30 пунктов, что позволяет исследовать любые особенности деятельности предприятий и надлежащим образом разрабатывать систему защиты конфиденциальной информации.